
Что такое гарантийный срок
Гарантийный срок — это период, когда заказчик проверяет результат работ или исправность купленного товара. В этот отрезок времени он может пожаловаться на проблемы и потребовать их исправления бесплатно или вернуть деньги: подробнее об этом см. главу «К чему обязывает гарантия».
Например, сантехническое оборудование дало течь через неделю после установки. В этом случае мы можем иметь дело с:
- некачественным товаром – тогда продавец должен заменить его или вернуть деньги;
- ошибкой монтажа – тогда ответственность понесет компания или специалист, который устанавливал оборудование;
- неправильными условиями эксплуатации – если это будет доказано, ни продавец, ни монтажник не понесут ответственности за поломку, и устранить неисправность потребитель будет за свои деньги.
Важно отметить, что потребитель не должен доказывать свою невиновность в последнем случае: напротив, именно продавец или исполнитель доказывают, что товар сделан качественно, а услуга оказана с соблюдением всех технологий.
Причину поломки в спорных случаях определяет независимая сантехническая экспертиза. Расходы по ее оплате несет проигравшая сторона.
Сколько длится гарантийный срок на сантехнические работы
Теоретически, исполнитель может вообще не указывать в договоре никаких гарантийных сроков. Однако закон все равно будет на стороне потребителя, и при возникновении проблем он вправе обратиться с претензией по качеству работ в течение двух лет.
Какую гарантию дает застройщик нового жилья
Здесь закон «О защите прав потребителей» подразумевает все те же два года со дня принятия работ – но срок увеличивается до пяти лет, если мы говорим о работах по долевому строительству.
Также застройщик может давать более длительную гарантию на сантехнику: чтобы узнать это, нужно проверить документы, подписанные застройщиком и первым владельцем квартиры. Если проблемы возникли в указанные в договоре сроки, обязанность устранить поломку за свой счет лежит на управляющей компании – в этом случае собственник должен обратиться туда с заявкой на гарантийный ремонт. Если сроки истекли – за ремонт будет платить нынешний владелец квартиры.
Есть ряд случаев, когда застройщик не несет ответственности даже в течение гарантийного срока, указанного в договоре (напоминаем, застройщик вправе обозначить срок, превышающий нормативный). Это может произойти, если он докажет, что поломка произошла вследствие:
- нормального износа объекта долевого строительства или его инфраструктуры;
- ненадлежащего ремонта, проведенного участником долевого строительства или третьими лицами, которых он привлекал;
- нарушения собственником условий эксплуатации инженерных систем.
Гарантия на сантехническое оборудование
С гарантией на товар дело обстоит похожим образом: есть нормативный срок, в течение которого изготовитель должен обменять товар или вернуть деньги – но, в отличие от случая с работами, он составляет не 2 года, а 14 дней, и начинается со дня, следующего за днем покупки. И точно так же, как с гарантией на услуги, изготовитель не несет ответственности, если оборудование эксплуатировалось с нарушениями.
Так же, как в случае с услугами, производитель может указывать больший гарантийный срок – если он уверен в качестве товара. Например, гарантия на материалы и оборудование от производителя инженерной сантехники “РТП” – 10 лет.
Резюмируя вышесказанное:
Нормативный гарантийный срок на любые сантехнические работы – два года, для участников долевого строительства – пять лет.
Нормативный гарантийный срок на сантехнические товары – 14 дней, начиная со дня, который следует за днем покупки.
Исполнитель услуги или изготовитель товара может указать в договоре больший срок, если уверен в качестве работы.
Исполнитель услуги или изготовитель товара не обязан устранять дефекты за свой счет в том случае, если доказано, что потребитель нарушил условия эксплуатации оборудования – даже если это произошло в рамках гарантийного срока.
К чему обязывает гарантия
Здесь мы вступаем на почву договора между заказчиком и исполнителем или изготовителем, так как способы и сроки решения конфликта могут быть разными.
Гарантийные обязательства по сантехническим работам
Если заказчик выявил недостатки, он вправе требовать:
- Бесплатного устранения недостатков монтажа. Четкие сроки в законодательстве, к сожалению, не указаны: формулировка «разумный срок, назначенный заказчиком» подразумевает устную договоренность.
- Снижения цены на работы.
- Возмещения расходов на исправление, если для этого привлекались третьи лица или заказчик сделал это своими силами.
Гарантийные обязательства по сантехническому оборудованию
В течение гарантийного срока, если не доказано, что товар эксплуатировался ненадлежащим образом (или если экспертиза не назначалась и стороны пришли к устному соглашению), потребитель может потребовать:
- Заменить товар на аналогичный или на другой – с перерасчетом цены. Если нужного товара нет, продавец обязуется доставить его в течение месяца.
- Предоставить скидку на товар.
- Бесплатно устранить недостатки или компенсировать расходы на исправление.
- Принять товар обратно и в течение трех дней перечислить деньги в полном объеме.
Сантехнику можно вернуть в течение 14 дней даже в случае, если она надлежащего качества, но не подошла по форме, цвету и размерам. Важно: у покупателя должен быть кассовый чек, а оборудование должно сохранять товарный вид.
Какие законы регулируют вопросы гарантии на сантехнику и сантехнические работы
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей»
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13. «Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства».
- ГК РФ Статья 470. «Гарантия качества товара»
- ГК РФ Глава 25. «Ответственность за нарушение обязательств»